Иструкция-по-ситуативной-помощи-инвалидам- (1)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №173 «Росинка»»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ «Детский
сад №173 «Росинка»
Подтележникова Т.Г.
Приказ № 9/2 от 07.02.2019г.
ИНСТРУКЦИЯ
о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями здоровья в ДОО
1. Общие положения
1. Инструкция предназначена для оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья при посещении ДОО.
2. Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов, является
Конвенция о правах инвалидов.
3. Для реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов нормативно
установлен код (буквенный), который позволяет систематизировать деятельность
сотрудников ДОО по определению и предоставлению видов услуг и видов помощи
инвалидам и лицам с ОВЗ.
Буква Категория
Инвалид передвигается на
В
коляске
Инвалид
слепой
и
С
слабовидящий, ограничен в
ориентации
Инвалид
ограничен
в
Е
самообслуживании (безрукий
либо не действует руками)
Инвалид
глухой
или
М
глухонемой
Инвалид ограничен в общении
Н
и
контроле
за
своим
поведением
(составляют
инвалиды с выраженными
(тяжелые
проблемы)
нарушениями умственных
функции)

Необходимая ситуационная помощь
Нуждается в помощи посторонних лиц
(персонала) при передвижении вне дома
Нуждается в помощи (сопровождении)
посторонних
лиц
(персонала)
при
передвижении вне дома
Нуждается в помощи посторонних лиц
(персонала) в самообслуживании и других
ручных действиях вне дома
При формальных взаимоотношениях вне дома
нуждается в услугах сурдопереводчика
Нуждается в помощи посторонних лиц
(персонала) при общении

2. Действия персонала при оказании ситуационной помощи в соответствии с кодами
категорий инвалидности:
4. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «В»

Сторож-вахтер: (по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничением
передвижения (на коляске, костылях)).
- Выходит на улицу, открывает входные двери.
- Оказывает помощь при входе в здание.
- Уточняет, в какой помощи нуждается посетитель, цель посещения.
- Сообщает администратору о посещении посетителя с ограничением передвижения.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
Сотрудники, ответственные за оказание помощи (делопроизводитель, заведующий
хозяйством (привлекают, для оказания помощи инвалидам, уборщика служебных
помещений)):
- Узнает о цели посещения.
- Если посетитель участвует в мероприятии, проводимом в ДОО, сопровождает до места.
- Оказывает помощь при одевании и раздевании.
- По окончании мероприятия сопровождает посетителя до входа из ДОО.
- При необходимости оказывает помощь при посещении туалета.
5. При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо
помнить:
- Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на
нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без
согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь,
если нужно открыть тяжелую дверь.
- Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко
следуйте инструкциям.
- Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро
набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее
поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно
устранить.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте
положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел
возможность принимать решения заранее.
- Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением,
слухом и пониманием.
- Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ
свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся
инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с
помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить
силы и быстрее передвигаться.
6. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С».
Сторож-вахтер: (по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничением
передвижения).
- Встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание).
- Открывает входные двери.
- Помогает войти в здание.
- Сопровождает до сотрудника ответственного за оказание помощи.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
Сотрудники, ответственные за оказание помощи (делопроизводитель, заведующий
хозяйством (привлекают, для оказания помощи инвалидам, уборщика служебных
помещений)):

- Выясняет цель, причину посещения.
- Помогает раздеться (при необходимости).
- При необходимости знакомит со всеми надписями в ДОО.
- Сопровождает до места проведения мероприятия. - Оказывают помощь при ориентации
в помещениях ДОО.
- Помогают при одевании и раздевании.
- При необходимости консультации специалиста, сопровождает инвалида в передвижении
по кабинетам, придерживая его под локоть.
- По окончании мероприятия сопровождает при передвижении до выхода из ДОО.
7. При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо
помнить:
- Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%,
остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания
предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем
периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
- Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как
вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
- Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными.
Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
- Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом.
Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не
попросят.
- Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его
потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен
подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого
человека от ответственности, обусловленной документом.
- Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его
зрячему компаньону.
- Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных
присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на
спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему
возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то
предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
- Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того,
к кому вы обращаетесь.
- Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь,
предупредите его.
- Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает
«видеть руками», осязать.
- Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются
жестами.
- При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним.
Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего
человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
8. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Е».
Инвалидам с кодом «Е» необходимо оказывать помощь при всех действиях,
выполняемых руками.
Сторож-вахтер: (по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничением
передвижения).
- Встречает инвалида на улице (на входе в здание).
- Открывает и закрывает входные двери.

- Приглашает сотрудника ответственного за оказание помощи.
- Оказывает помощь при выходе из здания.
Сотрудники, ответственные за оказание помощи (делопроизводитель, заведующий
хозяйством (привлекают, для оказания помощи инвалидам, уборщика служебных
помещений)):
- Помогает раздеться (при необходимости).
- Выясняет причину, цель посещения.
- Сопровождает до места проведения мероприятия.
- Оказывает помощь при раздевании и одевании.
- При необходимости консультации специалиста, сопровождает посетителя
- По окончании мероприятия сопровождает при передвижении до выхода из ДОО.
9. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «М».
Сотрудники, ответственные за оказание помощи (делопроизводитель, заведующий
хозяйством):
- При посещении ДОО инвалидом с кодом «М» обращается с сурдопереводчиком или
сопровождающим лицом.
- Во время пребывания инвалида в ДОО сурдоперевочик сопровождает инвалида по
территории ДОО, знакомит с письменной информацией о проводимых в ДОО
мероприятиях, участвует в проведении мероприятий, оказывая услуги по сурдопереводу. При отсутствии сурдопереводчика сотрудник ДОО ответственный за оказание помощи
знакомит инвалида с письменной информацией о порядке оказания медицинской помощи,
осуществляет помощь.
10. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Н».
Сотрудники, ответственные за оказание помощи (делопроизводитель, заведующий
хозяйством):
- оказывает ситуационную помощь лицам, сопровождающим инвалида с кодом «Н», при
возникающих затруднениях:
- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход); - ознакомление с расположенной в
ДОО информацией;
- помощь в заполнении документов (уточнить информацию);
- ознакомление с расположенной в ДОО информацией.
3. Ответственность
11. Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам ДОО сотрудникам
необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности
имеющегося у инвалида нарушения здоровья с учетом буквенного кода и той ситуации, в
которой находится инвалид.
12. При оказании ситуационной помощи сотрудники ДОО обязаны соблюдать и
защищать права и интересы инвалидов и обеспечивать конфиденциальность
персональных данных и сведений о содержании оказываемых им услуг.
Разработал:

Подтележникова Т.Г., заведующий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».