Программа по хореографии Танцуем вместе

Введение.
В наше время очень важно, чтобы развитие ребенка шло в творческом и
эстетическо-нравственном направлении - это является основным требованием
общественно-политических задач современной педагогики.
Немаловажную роль в становлении творческой, физически и эстетически
развитой личности ребенка является хореография.
Многие родители хотят видеть своего ребенка здоровым, физически
активным, именно, поэтому они выбирают занятия хореографией, которые
больше похожи на подвижные игры под музыку, сопровождаемые активным
движением. Благодаря занятиям хореографией дети учатся красиво двигаться,
держать осанку, становятся ловкими, хорошо координированными.
Танец – это не только движение, это еще и творчество, которое дарит ребенку
радость общения, создает хорошее настроение, помогает в процессе обучения
раскрыть свои способности и показать окружающим, как и каким он видит
этот мир, что способствует эстетическому развитию.
1. Пояснительная записка.
В программном обеспечении дополнительного образования используется
программа А.И.Бурениной «Ритмопластика», которая направлена на развитие
музыкальных и ритмических способностей детей, но не рассчитана на
развитие координации и оздоровление детей с помощью хореографии. Именно
эти обстоятельства вызвали необходимость создания программы «Танцуем
вместе» для дошкольников.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Танцуем
вместе» в
дальнейшем именуемая (Программа) имеет художественную направленность.
В работе над программой была использована программа научнометодического центра по художественному образованию (Москва, 19881992г.) по учебной дисциплине «Ритмика». В программе учтены требования к
современному дополнительному образованию оздоровительная, физическая,
творческая и эмоционально-познавательная активность детей дошкольного
возраста.
Составление данной Программы основано на личном педагогическом и
практическом опыте работы.
Данная Программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного
образования детей:
 приобщение дошкольников к хореографическому искусству;
 развитие мотивации детей дошкольного возраста к познанию и
творчеству;
 сохранение и охрана здоровья детей.

С целью воспитания данная Программа по хореографии формирует
нравственность, культуру поведения, самостоятельность, любознательность,
закладывает основы эстетики.
Для дошкольников хореография, как правило, начинается с развития чувства
ритма, с изучения простых танцевальных движений под музыку, выполнения
пластических этюдов, которые сопровождаются мимикой и жестами,
связанными с эмоциональными впечатлениями ребенка.
Систематические занятия хореографией дают возможность выходу
физической и эмоциональной энергии ребенка, помогают сформировать
правильную осанку, приобрести индивидуальные исполнительские навыки,
развить гибкость, улучшить координацию движений, что способствует
оптимизации роста и укреплению опорно-двигательного аппарата
дошкольника.
Игровые моменты повышают физическую активность, дети становятся
ловкими, хорошо координированными, физически совершенными, а
значит, здоровыми, закаленными, эмоционально богатыми и эстетически
развитыми.
Во время занятий с дошкольниками обязательно используются элементы
игры, что позволяет им не только весело и жизнерадостно познавать мир,
расширяя свой музыкальный кругозор, но и накапливать социальный и
интеллектуальный опыт, благодаря чему у ребенка формируется четкая
поведенческая структура.
Актуальность данной Программы – заключается в формировании духовно –
нравственной и гармонично развитой личности, пробуждении мотивации
занятием
хореографией,
раскрытии
индивидуальных
творческих
способностей, приобщении к концертным выступлениям, способствующих
положительной самооценке, а главное в сохранении и укреплении здоровья
дошкольника.
Программа является актуальной и востребованной в современном обществе.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный Закон №273-ФЗот
Российской Федерации»;

29.12.2012

«Об

образовании

в

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 629
от 27.07.2022 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4
июля 2014г. №41);

4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
Педагогической
целесообразностью данной
Программы
является
возможность использования познавательных и воспитательных задач, которые
способствуют формированию и развитию творческих и индивидуальных
способностей дошкольников, чувства прекрасного, эстетического вкуса,
нравственности.
Стремясь к максимальной эффективности занятий, необходимо осуществлять
строгий отбор содержания материала, предлагаемого к изучению. Основными
критериями отбора хореографических движений служат возрастные
физиологические и психологические особенности детей дошкольного
возраста, уровень влияния движений на формирование правильной осанки,
развитие координации, воспитание художественно-эстетического вкуса.
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников на занятиях
хореографией является неотъемлемой частью организации образовательного
процесса. Поэтому педагогу необходимо первоначально выявить
потенциальные задатки индивидуально у каждого ребенка, а в дальнейшем
развивать интерес и уровень хореографических задатков с тем, чтобы подвести
ребенка к совершенно новому творческому уровню посредством хореографии.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного роста, поэтому дети в
возрасте (5 -7 лет) располагают значительными резервами развития. На этом
возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем
произвольной формой памяти, умственного развития, мышления,
воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать,
запоминать, анализировать и повторять за педагогом движения.
Во время обучения хореографией в этой возрастной категории каждый
ребенок требует индивидуального подхода, с учетом его индивидуальных
особенностей.
При организации учебно-воспитательного процесса педагог должен быть в
какой-то мере психологом и уметь разобраться в яркой индивидуальности
детей, хорошо знать и понимать психологические закономерности в
формировании его личности.
Новизна данной Программы выражается в создании культурно-эстетической
среды для успешного развития дошкольников и заключается в
индивидуальном подходе к каждому ребенку, в работе с подгруппами детей, в
учете их возрастных особенностей, обеспечении оптимальной физической
нагрузки, способствующих успешному личностному росту.
Полученные знания в дальнейшем используются в жизнедеятельности детей.
Педагогом должны
жизнедеятельности:

быть

созданы

следующие

условия

организации

 приобщение к духовно-нравственным ценностям;
 игровые моменты во время занятий для общения и творческого
самовыражения;
 создание дружного хореографического коллектива.
Отличительной особенностью этой программы является комплексность.
Комплекс хореографических дисциплин объединен общей целью, единым
подходом к содержанию, организации, результатом педагогической
деятельности по двум образовательным модулям: «Азбука хореографии»,
«Партерный экзерсис».
Программа построена на принципах последовательного,
систематического и непрерывного обучения.

поэтапного,

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на
отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая
системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения,
ориентирует на применение комплексных форм организации обучения,
обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса и интеграцию
предметов художественно – эстетического цикла на уровне межпредметных
связей.
Форма интегрированного занятия в процессе обучения хореографией
позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении таких
предметов как музыка, физкультура, математика, ИЗО, МХК.
Интегрированные занятия развивают у дошкольников интерес, активизируют
умственную деятельность, способствуют гармоничному развитию и
расширению кругозора и жизненного опыта.
Занятия хореографией и физической культурой неразрывно связаны между
собой. Такие интегрированные занятия дополняют теорию физической
культуры, укрепляют здоровье, формируют мышечный аппарат и осанку
детей, что способствует подготовке к дальнейшей организации здорового
образа жизни.
Занятия хореографией помогают понять определённые математические
термины: при построении в одну шеренгу (это прямая), в колонну по два, по
три - (параллельные прямые), в круг - (окружность), диагональ.
Связь хореографии и музыки способствует развитию эмоциональной сферы
дошкольников и приобщает к духовно-нравственным ценностям.
Комплексное обучение лежит в основе творческого подхода к научной,
художественной деятельности человека в современных условиях и
способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической
деятельности.
Цели и задачи программы.

Цель: создание условий для полноценного физического и эстетического
развития ребенка, воспитание творческой личности и формирование
индивидуальной культуры.
Задачи:
Обучающие:






сформировать правильную осанку, ходьбу.
научить двигаться в соответствии с характером музыки.
слышать сильную долю в музыке.
выполнять образные, простейшие танцевальные движения.
разучить основные танцевальные элементы, движения.

Воспитывающие:
 воспитывать эмоциональный отклик на музыку;
 помочь понять музыку и вызвать желание двигаться в соответствии
с динамикой и тембром музыки;
 вызвать у детей хорошее настроение от музыкально-ритмических
движений;
 воспитать в детях положительно нравственные устои.
Развивающие:
 развивать у ребенка интерес к танцу в игровой форме, используя
сюжетно-ролевые этюды;
 укреплять мышечный аппарат;
 развивать музыкальные способности;
 развивать навыки координации движений;
 развивать пространственную ориентировку;
 развивать творческие способности, используя знакомые движения в
свободных этюдах, играх.
Программа создана для детей дошкольного возраста (5 -7 лет).
Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю два часа (144 часа в год).
Продолжительность одного занятия не более 30 минут.
Допустимое количество детей на занятии, исходя из площадей, санитарных и
этических норм – 10 -14 человек.
Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие,
включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, а
также творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.
При проведении занятий учитывается:
 уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные
особенности;

 особенности их мышления;
 познавательные интересы.
Программа подразумевает возможность индивидуального образовательного
маршрута. Индивидуальные занятия проводятся с более способными,
одаренными детьми, которым необходимо дополнительное время для
изучения более сложных координационных движений и танцевальных
композиций.
Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа) по двум образовательным
модулям: «Азбука хореографии» (64 часа), «Партерный экзерсис» (80 часов).
Первый модуль предусматривает прослушивание русских народных мелодий
разных по темпу и характеру звучания, предполагает изучение
пространственного ориентирования в танцевальном зале, освоение образных
музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, что содействует
всестороннему развитию детей, развитию музыкальности и пробуждению
интереса к хореографическому искусству.
Второй
модуль предусматривает
изучение
вспомогательных
и
корригирующих упражнений на полу («партерный экзерсис»), предполагает
проведение творческих занятий с элементами импровизации, постановку
игровых танцевальных номеров.
Формы организации образовательного процесса
Формы занятий:
учебно - тренировочное занятие (практические занятия);
занятие-объяснение;
занятие-путешествие;
игровое занятие;
постановка и репетиция танцев;
открытое занятие.
Формы подведения итогов
В ходе реализации Программы используются различные виды и формы
контроля.
Виды и формы контроля обучающихся:
входной контроль (входная диагностика) – наблюдение.
текущий контроль (промежуточная аттестация) – открытое занятие.
итоговый контроль (итоговая аттестация) – концертная деятельность.
Формы оценки результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной программе

Мониторинг
результатов
обучения
ребенка
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (приложение № 1).
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости являются: систематичность и учет индивидуальных
особенностей обучающегося.
Каждый из видов контроля освоения общеобразовательной программы
обучающимся имеет свои цели, задачи и формы, что позволяет отследить
уровень усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков,
уровень развития физических и эстетических качеств личности обучающихся,
их эмоциональное состояние.
Разработаны творческие задания. Выполнение этих заданий оценивается по
уровням: низкий, средний, высокий.
Высокий уровень — оптимальное
развитие качества или навыка

Средний уровень — качество
или навык находится в развитии

в полном объеме освоил
практические умения и навыки;

Низкий уровень —
развитие качества или
навыка находится в
начальной стадии
развития

освоил практические умения
и навыки в неполном объеме;
движения не всегда пластичны
самостоятельно, непринужденно и
и
скоординированы;
пластично и выразительно
недостаточно
ритмичен
в
выполняет танцевальные движения
исполнении
танцевальных
по программе
движений

недостаточно освоил
практические умения
и навыки; движения
скованы и не
естественные

проявляет заинтересованность к
восприятию программного
танцевального материала

отсутствует интерес к
восприятию
танцевального
материала

редко проявляет интерес к
освоению
танцевального
материала

в свободной пляске самостоятельно
в свободной пляске, при
и выразительно исполняет
оказании словесной помощи
придуманные или выбранные
проявляет
творчество
в
исполнении
выбранных
однотипные движения
однотипных движений

при оказании
словесной помощи
неспособен
воспринимать
характер музыки и
движения.

самостоятельно и эмоционально
при оказании словесной
перевоплощается и передает в танце помощи передает игровой образ
игровой образ

отсутствует интерес к
восприятию движений
под музыку.

На основании результатов промежуточной аттестации определяется
успешность развития детей и усвоения ими общеобразовательной
общеразвивающей программы на определенном этапе обучения.

Отслеживание результатов обучения по основным параметрам проводится во
время промежуточной и итоговой аттестации.
По окончании изучения Программы, обучающиеся будут знать:
основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;
танцевальные элементы на середине зала, изученные по Программе;
название танцевальных элементов, изученных по Программе;
название различных простых маршировок и перестроений;
уметь:
следить за правильной осанкой, свободные руки держать на талии;
слушать музыкальный материал и слышать музыкальный ритм;
начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием
музыкальной фразы;
выполнять различные простые маршировки и перестроения: «круг», линия,
колонна.
координировать движения;
выражать эмоции в мимике и пантомиме;
владеть навыками культуры поведения;
исполнять:
простые танцевальные элементы на середине зала: танцевальный шаг с
носка, «ковырялочка», «каблучок», притоп, подскок;
движения в характере и темпе музыки;
танцевальные упражнения с использованием координационных
движений;
эмоционально и выразительно исполнять танцевальные элементы и
танцевальные композиции на середине зала.

1. Учебно – тематический план
Учебный план программы

Наименование
модуля

1. «Азбука
хореографии»

Количество часов
всего

практика

Теория

64

62

2

Формы
аттестации/контроля

Входная аттестация – скрытое
педагогическое наблюдение;
промежуточная аттестация педагогическая диагностика
развития хореографических
способностей;
диагностическое развитие –
самооценка
итоговая аттестация –
открытое занятие

2. «Партерный
экзерсис»

80

77.5

2.5

входная - педагогическая
диагностика развития
хореографических
способностей;
промежуточная диагностическое развитие –
самооценка, групповая оценка
работ;
итоговая аттестацияконцертное выступление

Итого:

144

139.5

4.5

Календарный учебный график
Продолжительность учебного года – 36 недель
- начало учебного года с 01 сентября;
- начало учебного года по программе первого года обучения – не позднее 15
сентября;
- окончание учебного года 31 мая.
Количество учебных недель – 36.
Продолжительность обучения первого модуля 01 сентября – 31 декабря,
продолжительность обучения второго модуля 01 января – 31 мая.
Сроки летних каникул – с 01 июля по 31 августа.
Занятия проводятся в соответствии с расписанием занятий.

Продолжительность занятий для обучающихся дошкольного возраста – не
более 30 минут. Перерыв между занятиями составляет 10 минут.
Промежуточная аттестация обучающихся первого модуля проводится в
сентябре (входная), ноябре (промежуточная), декабре (итоговая);
аттестация второго модуля - январь (входная), март (промежуточная), май
(итоговая).
Итоговая по программе – в конце мая.
Календарный учебный график

Программа сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май кол-во
часов
по
модулю
Модуль 1.
16
«Азбука
хореографии»
Модуль 2.
«Партерный
экзерсис»

16

16

16

64

16

16

Итого:

16

16

16

80

144

Учебно – тематический план
Первый год обучения.

№

Количество часов

п\п Наименование разделов и
тем

1

Практика Теория Общее

Модуль 1 «Азбука
хореографии»

62

2

64

Введение в хореографию.
Ознакомительное занятие.

1.5

0.5

2

Техника безопасности

Формы
занятий

Формы
подведения
итогов

беседа;

Собеседование;

занятиепутешествие;

скрытое
педагогическое
наблюдение;

игры на
знакомство и
сплочение
коллектива
2

Танцевать могут все:
имитационные и плясовые
движения

8

3

Ритмическая гимнастика:

21.5

0.5

8

творческие
занятия

входная
аттестация скрытое
педагогическое
наблюдение;

22

занятиеобъяснение;
учебнотренировочное
занятие

промежуточная
аттестация собеседование;

практические
занятия;

групповая оценка
работ;

- музыкальный ритм;
- игры на развитие ритма;
- различные танцевальные
шаги;
- танцевально-ритмическая
гимнастика в игровой
форме;

педагогическая
диагностика
развития
хореографических
способностей;

- изучение танцевальных
движений по Программе
4

Музыкально-ритмическая
координация:

15.5

0.5

16

15.5

0.5

16

- упражнения на
координацию
5

Графическое перестроение:
- фигурная маршировка;

итоговая
аттестация –
открытое занятие.

- построение простых
танцевальных рисунков
Модуль 2. «Партерный
экзерсис» (вспомогательные
и корригирующие
упражнения на полу)
1

Партерный экзерсис с
элементами игры:

77.5

22

2.5

80

22

занятиеобъяснение;
учебно-

входная
аттестация скрытое

- упражнения для
укрепления мышц спины;

тренировочное педагогическое
занятие
наблюдение;

- упражнения для
укрепления брюшного
пресса;
- упражнения на развитие
выворотности;
- упражнения на развитие
шага
2

Импровизация в танце и
игре:

15.5

0.5

16

творческие
Творческое
занятия; защита занятие;
творческих
самооценка;
работ

17.5

0.5

18

постановка
танца;

промежуточная
аттестация -

практические
занятия;

педагогическая
диагностика
развития
хореографических
способностей

- занятия с элементами
импровизации;
- творческие занятия
3

Постановка танцевальной
композиции (по выбору
педагога):
- изучение танцевальных
элементов;
- изучение танцевальных
комбинаций;
- графическое перестроение;

4

Репетиционная работа:

15

1

16

практические
занятия;
репетиционные
занятия;

Диагностическое
развитие самооценка;
групповая оценка
работ

7.5

0.5

8

концертное
выступление

концертные
выступления;
итоговая
аттестация

139.5

4.5

144

- отработка ансамблевого
исполнения;
- работа над выразительным
и эмоциональным
исполнением
5

Концертная деятельность

Всего:

Содержание общеобразовательной программы
1 год обучения

Наименование
тем

Теория

Практика

Формы занятий

Методическое
обеспечение

Введение в
хореографию.

Знакомство с
детьми. Игра
«Здравствуйте».
Рассказ о танце.
Беседа-диалог:
почему детям
необходимо
танцевать?

Ознакомительное

беседа;

инструкции;

Занятие

занятиепутешествие

сценарный план
проведения занятия;
дидактический
материал,
подобранный в
соответствии с
возрастными и
психологическими
особенностями
детей, уровнем их
развития и
способностями

Беседа о
культуре
поведения.
Инструктаж по
технике
безопасности на
занятии, о
правилах работы
с танцевальными
атрибутами
Танцевать могут
все:
имитационные и
плясовые
движения

Знакомство с
танцевальным
образом

На занятиях дети Творческие
обучаются
занятия
разнообразным
образно-игровым
движениям,
раскрывающим
понятный образ,
настроение или
состояние
(трусливый
зайчик, хитрая
лиса и т.д.).
Изучают
простейшие
элементы
народных плясок,
доступных по
координации,
например,
поочередное
выставление ноги
на пятку, притоп
одной ногой и т.д.

конспекты занятий;
дидактический
материал
(карточки);

Ритмическая
гимнастика

ознакомление с
музыкальным
ритмом;

обучающиеся
изучают различные
танцевальные
шаги и движения
по Программе;

конспекты занятий;
дидактический
материал
(карточки);

занятиеобъяснение;
учебнотренировочное
занятие

учебнотренировочные
упражнения
формируют
хорошую осанку,
гибкость,
ритмичность.

методика
диагностики
усвоения
обучающимися
учебного
материала;
музыкальный
материал
(фонограммы);

Во время
тренировочных
занятий в
методической
работе
используется
метод показа и
словесный.
Музыкальноритмическая
координация

объяснение
задания;

Графическое
перестроение

объяснение
задания;

музыкальный центр

Обучающиеся
изучают
упражнения на
координацию. В
методической
работе
используется
метод показа и
словесный.

занятиеобъяснение;
учебнотренировочное
занятие

Музыкальный
центр;

Изучение
фигурной
маршировки;

практические
занятия

Музыкальный
центр;

- построение
простых
танцевальных
рисунков.
Развивать умения
ориентироваться в
пространстве:
уметь строить
круг;
перестраиваться в
пары;
самостоятельно
находить
свободное место в
зале, используя
ориентиры - чаще
всего используется
словесный метод и
принцип
наглядности
(графический
рисунок).

музыкальный
материал
(фонограмма);

музыкальный
материал
(фонограмма);
дидактический
материал –
карточки

Партерный
ознакомление с
экзерсис с
партерным
элементами игры экзерсисом

Изучают упражнения для
укрепления мышц
спины;
- упражнения для
укрепления
брюшного пресса;
- упражнения на
развитие
выворотности;
- упражнения на
развитие шага.
Упражнения на
полу позволяют с
наименьшими
затратами энергии
достичь сразу трех
целей: повысить
гибкость суставов,
улучшить
эластичность
мышц и связок,
нарастить силу
мышц. Партерный
экзерсис также
способствует
укреплению
мышечного
аппарата,
исправлению
некоторых
недостатков в
корпусе, ногах и
помогают
выработать
выворотность ног,
развивать гибкость
и эластичность
стоп.
В работе
используется
принцип
постепенного
повышения
требований и
увеличения объема
и интенсивности
физических
нагрузок (от

занятиеобъяснение;
учебнотренировочное
занятие

Компьютер;
музыкальный
материал
(фонограммы);
иллюстративный
материал;
дидактический
материал –
карточки (загадки)

простого к
сложному).
Импровизация в
танце и игре

Знакомятся с
эмоциями

На занятиях дети
исполняют
знакомые
движения в
игровых
ситуациях под
музыку; развивают
воображение,
умение выражать
различные эмоции
в мимике и
пантомимике:
радость, грусть,
веселье и т.д.,
разнообразные по
характеру
настроения,
например: «Рыбки
легко и свободно
резвятся в воде»,
«Кукла не хочет
быть марионеткой,

творческие
Компьютер;
занятия; занятия с
музыкальный
элементами
материал
импровизации;
(фонограммы);
иллюстративный
материал;

она мечтает стать
настоящей
балериной» и др.
Постановка
танцевальной
композиции:
«Матрешки»,
«Дружба», «В
стране цветов»,
«Ожившие
куклы»,
«Гномики», «Моя
любимая
игрушка»,
«Лягушата».
(по выбору
педагога)

ознакомление с
сюжетом танца

Танцевальные
постановка танца;
композиции
практические
построены в
занятия
соответствии с
изученным
танцевальным
материалом и на
основании
диапазона
возможностей
обучающихся.
Изучение
танцевальных
элементов,
танцевальных
комбинаций,
которые в
дальнейшем будут
использованы для
постановки танца.
Изучение
графического

Музыкальный
центр;
музыкальный
материал
(фонограмма);
атрибуты к танцу
(по необходимости)

перестроения
танца.
Репетиционная
работа

Концертная
деятельность

объяснение

знакомство со
сценической
площадкой;
беседа о
культуре
поведения во
время концертов.

Работа над
техникой
исполнения
движений.
Отработка
танцевальных
комбинаций.
Отработка
ансамблевого
исполнения.
Работа над
выразительным и
эмоциональным
исполнением
танца. Репетиции в
костюмах.

репетиционные
занятия;
практические
занятия;

Содержание
Концертное
данного раздела
выступление
предполагает
работу во время
открытых занятий,
концертных
выступлений на
тематических
праздниках, где
обучающиеся
показывают свои
навыки, умения и
творческие
достижения,
приобретенные за
время обучения

Музыкальный
центр;
музыкальный
материал
(фонограмма);
атрибуты к танцу;
костюмы и
головные уборы

Музыкальный
центр;
компьютер;
музыкальное
сопровождение
(фонограммы);
костюмы и
головные уборы;
атрибуты к танцам

По окончании изучения модуля 1. «Азбука хореографии» обучающиеся
будут:
знать:





основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;
простые танцевальные элементы на середине зала;
названия танцевальных элементов по Программе;
различные простые маршировки и перестроения;

уметь:
 следить за правильной осанкой, свободные руки держать на талии;
 слышать и различать: быстро – медленно, громко – тихо;

 начинать и заканчивать движения одновременно с началом и
окончанием музыкальной фразы;
 импровизировать на заданную тему;
 выражать эмоции в мимике и пантомиме;
исполнять:
 движения в характере и темпе музыки;
 танцевальные элементы на середине зала: танцевальный шаг с
носка, «ковырялочка», «каблучок», притоп, подскок;
 различные простые маршировки и перестроения.
По окончании изучения модуля 2. «Партерный экзерсис» обучающиеся
будут знать:


значение занятий партерного экзерсиса;



вспомогательные и корригирующие упражнения на полу («партерный
экзерсис»);



названия танцевальных элементов по Программе;

уметь:


слушать музыкальный материал и слышать музыкальный ритм;



начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием
музыкальной фразы;



следить за правильной осанкой, свободные руки держать на талии;



координировать движения;



эмоционально и выразительно исполнять движения;



владеть навыками культуры поведения;



навыками суждения о своей деятельности;

исполнять:


простые танцевальные элементы на середине зала по Программе;



танцевальные
движений;



движения в характере и темпе музыки;



перестроения в изученных танцевальных композициях;



эмоционально и выразительно исполнять танцевальные элементы и
танцевальные композиции на середине зала.

упражнения

с

использованием

координационных

1. Организационно-педагогические условия и методическое
обеспечение реализации программы
Для реализации работы хореографического коллектива необходимо иметь
материально – техническое обеспечение:
хореографический зал, оборудованный балетными станками и зеркалами;
технические средства: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный
проектор;
USB-флэш-накопитель, CD- диски,
наглядные пособия, дидактические материалы;
танцевальные атрибуты (платочки, ленты, обручи, мячи);
шумовые инструменты (ложки, трещотки, бубны) по необходимости;
коврики для занятий гимнастикой;
костюмы, головные уборы (в соответствии с репертуаром).
Информационное обеспечение:
подборка информационной и справочной литературы;
информационные ресурсы;
видеоматериалы;
учебные пособия.
Дидактическое обеспечение:
аудио- и видео- фонд;
комплексы упражнений (партерный экзерсис);
картотека: «Ритмические задания»;
папка: «Танцевальные игры для дошкольников»;
сценарии массовых мероприятий, разработанных для досуга детей.
Методическое обеспечение:
Педагогом используются основные методы, направленные на достижение
цели и выполнение задач:
метод практического обучения, где осуществляется освоение простых
танцевальных элементов, маршировок и перестроений;

метод наглядного восприятия - способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям;
метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в
образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы;
метод словесный - словесные объяснения должны быть краткими, точными,
образными и конкретными; необходимо обращать внимание на интонацию и
на то, с какой силой сказано слово.
метод стимулирования деятельности и поведения - соревнование, поощрение,
создание ситуации успеха;
игровой метод - включение элементов игры, которые создают хорошее
эмоциональное настроение и отвечают задачам и содержанию занятий,
возрасту и подготовленности детей;
метод рефлексии – основан на индивидуальном переживании, самоанализе и
осознании собственной ценности в реальной действительности.
Перечисленные методы помогают оживить занятие, придают ему
эмоциональную окраску, обеспечивая развитие индивидуальности и
самостоятельности, помогая заинтересовать каждого ребенка.
В педагогической работе используется ряд приемов, которыми педагог
пробуждает у детей желание к творчеству.
Метод показа и словесный метод объединяются и подкрепляются
методическим приемом - музыкальным сопровождением, что помогает детям
согласовывать движения с музыкой.
В работе используется импровизационный метод, когда дети свободно и
непринужденно двигаются под музыку, где каждый в движении выражает себя
индивидуально.
По мере обучения используется концентрический метод, который заключается
в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных
композиций, ребенок вновь возвращается к пройденному материалу, но уже в
более усложненных вариантах.
Методическое обеспечение направлено на решение программных задач,
которые носят социально-значимый, общественно полезный характер и
поддерживают социальные новации, формируют развитие личности.
Задача педагога состоит в создании атмосферы соревнования, которые
обеспечивают реальные достижения и ведут к включению механизма
самореализации.
Для эффективной работы и достижения высокого творческого результата в
педагогической деятельности используются следующие формы занятий:

групповая форма (группы формируются от 10-14 человек с учетом возраста
детей)
коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных
репетиций или постановок танцев, где задействовано несколько возрастных
групп);
индивидуальная форма (работа с одаренными детьми (солистами), а также
работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал).
В процессе обучения тренируются все виды памяти: зрительная, слуховая и
моторная.
Применение нетрадиционных форм занятий является мотивацией и стимулом
в обучении, развивает познавательный интерес, снимает напряжение,
оказывает эмоциональное воздействие на детей.
Формы проведения нетрадиционных
занятий подбираются с учетом
возрастных психологических особенностей детей, целей и задач
образовательной программы дополнительного образования, специфики
предмета и других факторов.
В своей работе использую следующие технологии обучения:
личностно – ориентированная;
технология обучения в сотрудничестве;
технология игрового обучения (творческие задания);
здоровьесберегающая технология;
информационно – коммуникативная технология;
технология проектного обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения является ведущей и
предполагает специальное конструирование учебного, дидактического и
методического материала.
Обучающийся активно участвует в личностно-ориентированном обучении –
принимает учебную задачу, проявляет интерес к предмету, что помогает
сделать обучение хореографией сознательным, продуктивным и более
результативным процессом.
Цель личностно - ориентированного обучения в хореографии состоит в том,
чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития,
адаптации, самозащиты, самовоспитания - необходимые условия для
становления самобытного интеллектуального личностного образа.
Технология обучения в сотрудничестве позволяет обучать детей по
Программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях

хореографией, включая индивидуально-групповую и командно-игровую
работу.
В первом случае обучающиеся разбиваются на подгруппы по 2-4 человека
(дети в группах обязательно разные по уровню обученности). Подгруппам
дается определенное задание, например, самостоятельно повторить
разученные танцевальные элементы, что особенно эффективно для усвоения
нового материала каждым ребенком.
Разновидностью
индивидуально-групповой
работы
также
служит
индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при
выполнении индивидуальных заданий.
Технология игрового обучения. Для занятий подбираются игровые
танцевальные этюды по возрасту и подготовленности детей, которые создают
хорошее настроение и отвечает задачам и содержанию занятий.
Нетрадиционные занятия помогают развивать у
эмоциональность и закладывают истоки творчества.

детей

воображение,

Мною разработана методика проведения нетрадиционных занятий в форме
игровых танцевальных соревнований.
На занятиях используются различные подвижные игры, такие как: игра «Море
волнуется…» (придумывают фигуру, и принимают определенную позу);
«Любимые игрушки» (танцевальные позы и движения)
Здоровьесберегающие
технологии обладают
мощным
здоровье
сберегающим потенциалом и используются мною в процессе обучения
хореографии, обеспечивая потребность в физической активности детей, в
общении друг с другом, развивая умственные, нравственные и эстетические
чувства.
Применяя данную технологию, ставим следующие задачи:
организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления
здоровья;
создание условий ощущения радости в процессе обучения;
формирование у детей понимания, что занятия хореографией – это способ
поддержания здоровья и развития тела.
Информационно-коммуникативная
технология в
обучении
хореографическому искусству используется, как традиционная форма
передачи информации от педагога к ребенку. Она основана на показе и
демонстрации движений.
Внедрение ИКТ в обучении хореографией оптимизирует образовательный
процесс, видоизменяет традиционную форму подачи информации.

Информационные технологии используются для обеспечения материальнотехнического оснащения, которое необходимо для качественного звучания
танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим
требованиям. Компьютер позволяет накапливать и хранить музыкальные
файлы, фото- и видеоматериалы, производить монтаж, компоновку
музыкального произведения, менять темп и звук музыкального произведения,
осуществляет доступ в Интернет, поиск и переработку информации из сети
Интернет, помогает поддерживать контакты с коллегами и осуществлять
деловое общение в Интернете.
Технология проектного обучения обеспечивает высокую личную
заинтересованность каждого ребенка в приобретаемых знаниях. Творческие
игровые проектные задания выполняются с помощью педагога или родителей.
Применяя данную технологию по Программе, совместно с детьми,
предполагается реализовать следующий творческий проект: «Танцевальные
загадки» (презентация.)
В работе педагог использует открытые педагогикой принципы обучения:
- Принцип систематичности, т.е. непрерывность и регулярность занятий.
- Принцип индивидуализации, который предусматривает учет возрастных и
физических возможностей ребенка.
- Принцип наглядности – яркий эмоциональный и практический показ
движений очень важен при разучивании нового материала.
- Принцип постепенного повышения требований, увеличение объема и
интенсивности физических нагрузок (от простого к сложному). Обязательным
условием успешного обучения является чередование нагрузок с отдыхом.
- Принцип осознанного и заинтересованного отношения детей к
тренировочной работе. На занятиях педагог объясняет ребенку, что и как
нужно выполнить и почему так, а не иначе.
- Принцип повторяемости материала (многократно повторяя и варьируя
упражнения, педагог помогает детям создать двигательный стереотип).
Все эти принципы отражают личностно-ориентированный подход к детям и
являются по существу единым и взаимосвязанным процессом обучения.
В работе с детьми педагог может использовать и варьировать любые активные
формы: посещать с воспитанниками и их родителями парки культуры и
отдыха, выставки, участвовать в концертах. После этого обязательно
обсуждаем с детьми увиденное. Это позволяет педагогу и родителям лучше
понять ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, устраняет

конфликтные состояния, таким образом, поддерживается связь педагога,
ребенка и его семьи.
В процессе работы по обучению хореографии важно тесное взаимодействие с
семьей. Педагог постоянно должен поддерживать контакт с родителями,
давать рекомендации, делиться успехами и трудностями. Родители регулярно
посещают открытые занятия и отчетные концерты. Формы работы с семьей: консультации, собрания - посещение открытых занятий, праздников
Формы подведения итогов по темам и разделам:
Отследить развитие индивидуальных особенностей и раскрытие творческого
и познавательного потенциала ребенка, а также качества личности,
сформированных в процессе занятий.
Педагогом проводятся скрытые диагностические исследования и наблюдения
за динамикой развития, как каждого ребенка в отдельности, так и группы детей
в целом, которые проходят в форме:
собеседования;
скрытого педагогического наблюдения;
диагностика развития хореографических способностей (приложение 2);
беседы в форме «вопрос-ответ»;
открытого занятия;
концертных выступлений.
Информационно - методическое обеспечение.
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике
для детей. 2 изд. исп. и доп. – СПб: ПОИРО. 2000 г.
2. А.И.Буренина. Ритмопластика. Учебно-методическое пособие. СПб.:2002г.
3. Г. Франио, И. Лифиц. Методическое пособие по ритмике. – М. «Музыка»,
1995.
Литература для педагогов:
1. Бекина С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 56 лет). М.: изд. «Просвещение», 2003.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: 2002.
3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному
развитию дошкольников (младшая группа). – М.: Вако, 2005.
4. Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду. М.: Айрис- пресс, 2006.

5. Роот З. Праздники в детском саду. Сценарии, песни и танцы.М.:
Айрис- пресс, 2006.
1. Ж.Е.Фирилева «Са-Фи-Дансе» танцевально-игровая гимнастика для
детей. СПб., 2001.
Литература для детей и родителей
1. Великович Э. Здесь танцуют. СПб.: 2002.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».