Как не допустить ошибок в воспитании детей!
26.01.2021
Ошибка 1: Подкреплять плохое поведение с
целью его избежать
Вы приняли волевое решение: никаких планшетов
после семи вечера и нет конфетам перед едой. Ваше намерение понятно и Вы исходите
из самых лучших побуждений. Но ребенок не привык к отказам. Он начинает ныть,
клянчить, приставать, мешать и даже истереть. Однако Вы крепкий орешек, поэтому
сдвигаете брови и строго отказываете малышу
в желанных удовольствиях. Возможно, Вы идете дальше и объясняете ему, чем
обоснован ваш отказ. Но это не помогает. Ребёнок продолжает биться до конца, в
отличие от Вас. В конце концов, Вы сдаетесь, потому что слишком устали, чтобы продолжать
настаивать на своем. Другой пример: Вы зовёте ребенка к столу или просите его
убрать игрушки. Но он увлечен игрой. Вы зовете один раз, второй, третий. Что Вы
сделаете в четвертый? Конечно, повысите голос.
В первом случае, малыш усвоил, что если
нельзя, но очень хочется, то надо поплакать, покричать и тогда снова будет
можно. Он абсолютно уверен, что все
именно так и работает, ведь Вы сами его этому научили. Во втором случае,
ребенок понял, что пока Вы говорите спокойно - это не в счёт и только громкий
оклик является настоящим сигналом к действию.
Что делать?
Если
Вы приняли решение и озвучили его, назад пути нет. Это очень непросто. Помните,
что соглашаясь удовлетворить требование ребенка, который добивается своего
через крик и плохое поведение, вы собственноручно обучаете его вести себя подобным
образом в будущем. Игнорируйте плохое поведение (но не самого ребенка),
разделите с ним его чувства. Дайте ему понять, что его переживания понятны Вам
и важны. До того, как ребенок стал протестовать
и требовать – переключите его внимание, а если это уже случилось – дождитесь, когда он остановиться
и предложите возможную альтернативу и обсудите его поведение (что подобным
поведением он не добьется желаемого). Да, можно предположить, что этим
рекомендациям следовать сложно, но это инвестиции в спокойное будущее.
Ошибка
2 . Ждать, что плохое поведение пройдет само по себе.
В один прекрасный момент, каждый из
родителей сталкивается с ситуацией, когда его ребенок ведет себя плохо. Он
может толкаться, кусаться, щипать, плеваться. И если ребенок еще маленький, то
велик соблазн списать такое поведение на его нежный возраст и ждать, что он
просто перерастет и изменится. Это может случиться, но при одном условии,
реакции окружающих не будут подкреплять неадекватные действия ребенка. Если Вы
пустите дело на самотёк, ребенок решит, что агрессия- это вполне нормальная
форма взаимодействия. Однако, и Ваша слишком бурная реакция может стать поводом
для повторения нежелательных действий в будущем, потому что ребенок увидит связь
между своим поведением и немедленным получением вашего внимания и вовлечения в
его проблемы.
Что делать?
Дети дерутся, кусаются, отнимают игрушки. Они ищут действенные способы
удовлетворения своих потребностей. Они изучают среду и экспериментируют. Они
учатся от нас и «об нас». поэтому наша задача быть последовательными, не
воспитывать, а обучать и тренировать, выстраивать границы, устанавливать
разумные ограничения, щедро хвалить за функциональное поведение и поощрять
полезные действия.
Ошибка
3. Думать, что дети ведет себя плохо намеренно или, что он манипулируют нами.
Ребенок от избытка эмоций может перевернуть тарелку с
макаронами. Он может игнорировать ваши призывы почистить зубы. А еще он может
устраивать показательные истерики в публичных местах, а дома изводить Вас
нытьем и непослушанием. Несмотря на причиняемый дискомфорт, цель ребенка не в
том, чтоб намеренно причинить Вам боль и беспокойство. Он лишь доступными
способами пытается решать свои проблемы, выражать эмоции, сообщает о
потребностях.
Например, дети с особенностями в развитии
часто сами оказываются заложниками неконтролируемых вспышек ярости. У плохого
поведения есть множество причин и самая маловероятная – это желание намеренно
Вас расстроить. Если Вы позволите себе думать, что ребенок пытается Вами манипулировать
или ведет себя плохо назло Вам, то это может сыграть с Вами плохую шутку.
Подобные мысли вызовут у вас отрицательные эмоции, помешает трезво мыслить и
находить действенные способы справляться с проблемным поведением. Кроме того, они
не лучшим образом повлияют на Ваши отношения с ребенком.
Что
делать?
Прежде всего, надо перестать думать, что дети нами манипулируют, а их безвольные
жертвы. Помните, что у любого поведения есть функция. То, что мы ошибочно
принимаем за расчетливую манипуляцию, оказывается в итоге выученным поведением,
используемым для достижения целей и выражения потребностей. Не принимайте на
свой счет детские агрессивные выпады. Не
допускайте мысли о своей беспомощности. Помните, чем хуже ребенок себя ведет, тем острее он нуждается в
Вашей любви, заботе и сострадании. Если ребенок обзывается и в ярости
выкрикивает ужасные слова, это не попытка обидеть Вас, это зов о помощи.
Например, для детей с расстройством
аутистического спектора, агрессия, очень частое явление. Поэтому, можно
дать следующие рекомендации: отделите
негативные проявления аутизма от самого ребенка. Если у ребенка бронхит, и он кашляет, нам не придет в голову ругать
его за это, мы будем помогать, ему справляться с болезнью изо всех сил.
Аутичные истерики и агрессивное поведение – это то же кашель. Нет смысла
злиться на ребенка из-за них. Наоборот надо найти способ помочь ему преодолеть
сложные моменты, поддержать и научить эффективно, взаимодействовать с миром.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2021
Дата обновления: 08.02.2022
Дата публикации: 26.01.2021