Коррекция застенчивого поведения
02.03.2021
Факторы, способствующие развитию застенчивости:
1) Часто
родители и учителя, желая мотивировать ребенка, стать лучше, могут сравнивать
его с другими детьми, давая оценки не в его пользу. В результате самооценка
ребенка снижается, появляется неуверенность, тревога, избегание контактов.
2) Навешивание
ярлыков – еще один фактор, который
может способствовать закреплению застенчивого поведения. Часто родители, желая
объяснить окружающим поведение ребенка, называют его «застенчивым»,
«стеснительным». Вскоре ребенок вживается в роль, продолжая вести себя подобным
образом.
3) Внешние
данные – еще одна причина
формирования застенчивости. Дети недовольные своей внешностью испытывают
комплексы, негативные эмоции и искренне переживают. Подростки могут впадать в
депрессивные состояния.
Застенчивым
детям тяжело устанавливать контакты со сверстниками, находить друзей, просить о
помощи. Такие дети боятся проявлять себя, стараются не брать на себя
инициативу, т.к. не уверены в своих силах, у них понижена самооценка.
Застенчивые дети в телесных проявлениях похожи друг
на друга: голова опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону,
вверх, но они почти никогда не смотрят в глаза собеседнику. Голос у таких детей
обычно тихий; они затрудняются при ответе на самые простые вопросы.
Групповой
метод работы с такими детьми – лучший способ добиться желаемого результата.
Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими
людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной
обстановке, и тем самым получить позитивный опыт, и скорректировать самооценку .
К сожалению, застенчивых детей довольно много.
И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим
работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей,
проводимые в группе сверстников, могут оказать существенную помощь в коррекции
их поведения:
Игра
«Режиссер», например, позволит
застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера)
управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации,
когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки
мини-спектакля можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение,
предоставив право выбора самому «режиссеру». Он же распределяет роли среди
сверстников. Таким образом, спектакль становится его творением .
Во
время игры «Выставка» каждый из
детей представляет себя фотографом, у которого открылась авторская выставка
фотографий. В процессе игры дети перечисляют фотографии (желательно не менее
трех), на которых якобы запечатлены важные для автора события или человек. Из
названных фотографий ребенок выбирает самую интересную или значимую для него и
подробно ее описывает: что изображено на фотографии и почему именно этот эпизод
заинтересовал «автора». В процессе этой игры каждый ребенок должен говорить о
важных для него моментах. Важное условие при этом – внимание «посетителей
выставки», которые вправе при желании задавать вопросы. Таким образом, ребенок
получает возможность довольно длительное время находиться в центре внимания.
Для преодоления застенчивости у детей это просто необходимо.
Еще
одна игра – «Оратор». Здесь
застенчивый ребенок также является центром внимания для других детей. С целью
усиления разыгрываемой ситуации можно соорудить импровизированную трибуну для
«оратора». Игра заключается в том, что в течение пяти минут ребенок должен
выступить с рассказом – экспромтом по избранной теме. Темы могут быть
следующими: «Цирк», «Семья», «Экология», «Счастье», «Интернет», «Инопланетяне»
и т. д.
Конечно,
застенчивым детям трудно без «маски»
вести себя таким нехарактерным для себя образом. Поэтому на первых этапах
работы с ними «маской» может служить образ животного, растения или образ
неживой природы. Так, изображая слонов, в игре «Бабочки и слоны», дети медленно
передвигаются по комнате, общаются с такими же «слонами», а затем, превратившись
в «бабочек», они продолжают общение, но движения у них уже быстрые и легкие.
Таким образом, в «маске» животных дети с большей охотой взаимодействуют друг с
другом, проявляя изобретательность. В этой игре есть еще одна положительная
сторона – характер общения может быть заданным. В связи с этим можно
разрабатывать тот способ общения, которым дети не пользуются или пользуются
редко. Например, можно предложить им общаться только «глазами» или
прикосновениями.
В игре
«Гроза» каждый ребенок
перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами
«надвигается гроза» дети собираются в центре комнаты. А после команды:
«Сверкнула молния!» – хором кричат: «Бабах!». Игра дает возможность чувствовать
себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ
способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.
«Маской» могут служить образы сказочных героев. Например, в
игре «Волшебник» ребенок, до которого ведущий дотронется «Волшебной палочкой»,
превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А
остальные дети отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Участие в этой
игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз
сделать это ему будет значительно легче.
Игры,
где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей. Например, игра «Руки». Дети встают в круг, а
водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза
и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.
К этой группе игр относится и игра «Трудный
путь». Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начиная с первого,
пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним,
и движение продолжается.
В группу детей для таких занятий может входить
до 12 – 15 человек. Желательно, чтобы в группе были выработаны свои ритуалы –
слова приветствия и прощания. Хорошо, если всеми вместе группе будет придумано
и название.
Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти»,
не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере
взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в
памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых
переживаний; поэтому своевременность психологической помощи – один из главных
залогов успеха коррекционной работы.
Н.М. Бердар
Дата создания: 15.03.2021
Дата обновления: 22.06.2021
Дата публикации: 02.03.2021