Коррекция застенчивого поведения

02.03.2021

Факторы, способствующие развитию застенчивости:

1) Часто родители и учителя, желая мотивировать ребенка, стать лучше, могут сравнивать его с другими детьми, давая оценки не в его пользу. В результате самооценка ребенка снижается, появляется неуверенность, тревога, избегание контактов.  
2) Навешивание ярлыков – еще один фактор, который может способствовать закреплению застенчивого поведения. Часто родители, желая объяснить окружающим поведение ребенка, называют его «застенчивым», «стеснительным». Вскоре ребенок вживается в роль, продолжая вести себя подобным образом.        
3) Внешние данные – еще одна причина формирования застенчивости. Дети недовольные своей внешностью испытывают комплексы, негативные эмоции и искренне переживают. Подростки могут впадать в депрессивные состояния.         
 Застенчивым детям тяжело устанавливать контакты со сверстниками, находить друзей, просить о помощи. Такие дети боятся проявлять себя, стараются не брать на себя инициативу, т.к. не уверены в своих силах, у них понижена самооценка.           
            Застенчивые дети в телесных проявлениях похожи друг на друга: голова опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону, вверх, но они почти никогда не смотрят в глаза собеседнику. Голос у таких детей обычно тихий; они затрудняются при ответе на самые простые вопросы.     
Групповой метод работы с такими детьмилучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт, и скорректировать самооценку      .
К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей, проводимые в группе сверстников, могут оказать существенную помощь в коррекции их поведения:
            Игра «Режиссер», например, позволит застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера) управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Он же распределяет роли среди сверстников. Таким образом, спектакль становится его творением       .
Во время игры «Выставка» каждый из детей представляет себя фотографом, у которого открылась авторская выставка фотографий. В процессе игры дети перечисляют фотографии (желательно не менее трех), на которых якобы запечатлены важные для автора события или человек. Из названных фотографий ребенок выбирает самую интересную или значимую для него и подробно ее описывает: что изображено на фотографии и почему именно этот эпизод заинтересовал «автора». В процессе этой игры каждый ребенок должен говорить о важных для него моментах. Важное условие при этом – внимание «посетителей выставки», которые вправе при желании задавать вопросы. Таким образом, ребенок получает возможность довольно длительное время находиться в центре внимания. Для преодоления застенчивости у детей это просто необходимо.
Еще одна игра – «Оратор». Здесь застенчивый ребенок также является центром внимания для других детей. С целью усиления разыгрываемой ситуации можно соорудить импровизированную трибуну для «оратора». Игра заключается в том, что в течение пяти минут ребенок должен выступить с рассказом – экспромтом по избранной теме. Темы могут быть следующими: «Цирк», «Семья», «Экология», «Счастье», «Интернет», «Инопланетяне» и т. д.       
 Конечно, застенчивым детям трудно без «маски» вести себя таким нехарактерным для себя образом. Поэтому на первых этапах работы с ними «маской» может служить образ животного, растения или образ неживой природы. Так, изображая слонов, в игре «Бабочки и слоны», дети медленно передвигаются по комнате, общаются с такими же «слонами», а затем, превратившись в «бабочек», они продолжают общение, но движения у них уже быстрые и легкие. Таким образом, в «маске» животных дети с большей охотой взаимодействуют друг с другом, проявляя изобретательность. В этой игре есть еще одна положительная сторона – характер общения может быть заданным. В связи с этим можно разрабатывать тот способ общения, которым дети не пользуются или пользуются редко. Например, можно предложить им общаться только «глазами» или прикосновениями.
В игре «Гроза» каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «надвигается гроза» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» – хором кричат: «Бабах!». Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.     
«Маской» могут служить образы сказочных героев. Например, в игре «Волшебник» ребенок, до которого ведущий дотронется «Волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче.  
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей. Например, игра «Руки». Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.   
К этой группе игр относится и игра «Трудный путь». Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается.   
В группу детей для таких занятий может входить до 12 – 15 человек. Желательно, чтобы в группе были выработаны свои ритуалы – слова приветствия и прощания. Хорошо, если всеми вместе группе будет придумано и название.      
            Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний; поэтому своевременность психологической помощи – один из главных залогов успеха коррекционной работы.         


Н.М. Бердар

Просмотров всего: , сегодня: Хочу такой сайт

Дата создания: 15.03.2021

Дата обновления: 22.06.2021

Дата публикации: 02.03.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».