Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к детскому саду!
02.09.2021
С
поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество
изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 8 и более часов,
новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новые
помещения. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа
поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем
ребенок младше, тем труднее ему заводить новые знакомства. Это особенно
наблюдается у детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.
Адаптация организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных
реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей
ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий
пребывания детском саду.
Чаще тяжело адаптируются дети, являющиеся
единственными в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные
к матери, зависимые от нее. Дети, привыкшие к исключительному вниманию, не
имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого
количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной
неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и
играть роли (в старшем дошкольном возрасте).
Различают три степени тяжести прохождения
адаптационного периода:
1.Легкая
адаптация – поведение
нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно
возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого
месяца посещения дошкольного учреждения.
2.Адаптация
средней тяжести – сдвиги
нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может
наступить однократное заболевание длительностью 5 – 10 дней без осложнений,
есть признаки психического стресса.
3.Тяжелая
адаптация – длится от 2 до
6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить
как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие
нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной,
зовет маму и т.д.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий
сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся
привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в
весе.
Как помочь ребенку легче пережить процесс
перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям.
1. Готовьте ребенка к
общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в
песочницах, на качелях. Наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется,
конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со
сверстниками, тянется к общению, раскован.
2. Перед посещением садика соблюдайте его режим: часы приема пищи, сна, прогулок. Посещая детский сад, даже в
выходные дни для наилучшей адаптации придерживайтесь режима.
3.К началу посещения детского сада прививайте ребенку
элементарные навыки самообслуживания: малыш должен уметь самостоятельно мыть руки с мылом,
вытирать их; ходить в туалет; пользоваться ложкой и вилкой; частично одеваться.
4.Поддерживайте и настраивайте ребенка на положительное отношение к детскому саду. Его посещение он должен воспринимать как праздник, а не как наказание.
5.Познакомьтесь с воспитателями группы заранее, расскажите об индивидуальных
особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения
и навыки, в какой помощи нуждается. Определите, какие методы поощрения и
наказания приемлемы для Вашего ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что
между родителями и воспитателями установились добрые отношения: тогда он
спокойно примет человека, которому его доверяют.
6.В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с
ним какое-то время. Не опаздывайте, особенно в первые дни, забирайте ребенка вовремя.
7.Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить
оставить ее переночевать в садике, чтобы ребёнок наутро снова с нею встретился.
Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» вместе с ним
ежедневно и «знакомится» там с другими детьми. Расспрашивайте, что с игрушкой
происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей
грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается
привыкать к садику.
8.Оставляя ребенка в садике, не показывайте ему свое расстройство.
Нужно весело попрощаться с ним, объяснить, что ему будет хорошо с другими
детьми, с которыми так интересно играть. Прощание должно быть мягким. Если вам
что-то не понравилось в детском саду, не обсуждайте это при ребенке, формируя
негатив по отношению к воспитателям, сотрудникам детского сада.
9.Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них
будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит,
вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего
ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат!
Желаю Вам и Вашим малышам прекрасного настроения
и хорошего здоровья!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.09.2021
Дата обновления: 02.09.2021
Дата публикации: 02.09.2021