Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте
18.09.2023
С САМОГО РОЖДЕНИЯ развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция?
Это состояние психики человека, которое выражает
его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.
Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть п зже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление,интерес- естественные
спутники познавательного развития малыша раннего возраста.
С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики , как способ добиться желаемого или протестовать против не желаемого. Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими
(прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки,животные и т. д.
Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом,
интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей пониманию эмоций, желаний и мотивов других
людей.
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания,
С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок
учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИИ РЕБЕНКА?
Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему? Если не уделять достаточно внимания эмоциональному
воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно
воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности. В раннем детском возрасте эмоции
довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения,
газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка
приобретает первостепенную контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ
Итак, один из основных видов развивающей деятельности
дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей
Художник:
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на
которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может
рассказать нарисованную историю.
Кто куда?
Точно так же малышу(или малышам) предлагается несколько
изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно
такой выбор.
Крошка Енот
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из
известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все. Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из
важных моментов здесь – пример родителей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2023
Дата обновления: 19.10.2023
Дата публикации: 18.09.2023