Учитель- логопед Балуева Наталья Иннокентьевна
01.09.2019
Речь начинается со звукоподражания
25.11.2022
Речь начинается со
звукоподражаний
С чего
начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребѐнка
начинается
со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует
тренировке
артикуляционного аппарата, даѐт возможность соотносить слово и предмет,
который оно
называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот
процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребѐнок повторяет за
ним. Чтобы
повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры
или
практической деятельности малыша.
Прежде чем
развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом,
т.е. научить
малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с
предметами.
Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия
пальчиковыми
играми.
Если ваш
малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно
переходить к
речевому подражанию:
1) Вначале
работаем над гласными.
- Девочка
качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы.
Обращаем
внимание ребѐнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда
поѐм.
- У мальчика
болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
- Показываем
игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что
губы
растянуты в улыбку.
- Гудит
пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее
отрабатываем слияния гласных звуков.
- Маша
заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
- Ребѐнок
плачет: «Уа! Уа!».
- Показываем
ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3) Переходим
к произнесению согласных звуков, которые имеют
определѐнный
смысл.
- Чайник
кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
- Качаем
колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья
шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в
другую.
- Показываем
пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения
вперѐд-назад
ребром ладони или игрушечной пилой.
- Поѐт
комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поѐт жук:
«Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук
дольше
пожужжит.
- Греем
ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
- Ёжик
фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ѐжики.
4) Далее –
звукоподражательные слоги и слова.
• Подражание
голосам животных (самая любимая тема у всех детей):
собака –
гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
•
Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает
зарядку –
ух!
• Подражание
бытовым шумам:
часы тикают
– тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы
режут –
чик-чик и т.д.
• Подражание
транспортным шумам:
машина –
би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
• Подражание
музыкальным звукам:
песенка –
ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду
и т.д.
Работая над
звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
1.
Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2.
Использовать картинки или игрушки.
3.
Артикуляция должна быть чѐткой, ребѐнок должен видеть движения органов
артикуляции
взрослого.
4. Речь
взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и
фразы нужно произносить неоднократно.
6.
Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку,
напоминаем:
«Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
7. Также
закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
Регулярная
тренировка мышц кисти и пальцев рук благотворно влияет на речевое
развитие
ребѐнка, а также на развитие внимания, мышления и памяти. Пальчиковые
упражнения
развивают подвижность и гибкость кисти руки, что, в свою очередь,
способствует
успешному овладению навыком письма в дальнейшем.
Пальчиковые
упражнения следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
• Для детей
до 2 лет подбираем несложные движения: поглаживаем, похлопываем,
сгибаем и
разгибаем пальчики, сжимаем игрушки-пищалки.
• Для детей
в возрасте 2 - 3 лет подходят следующие упражнения: активные
движения
кистями рук (замешиваем тесто, забиваем гвозди), выполнение простых фигур с
помощью
пальцев одной руки («Зайка», «Коза»), игры с двумя руками («Замок»,
«Цепочка»).
• Детям с 3
- 4 лет можно предложить игры, в которых каждая рука совершает своѐ
движение.
Например, согнуть и разогнуть пальцы правой, а затем левой руки; составить
фигуры
вначале из пальцев одной руки, а затем другой.
• Для детей
4-5 лет подбираем игры на выполнение различных фигур и движений
правой и
левой рукой, сжимание и разжимание пальцев обеих рук вместе и по очереди;
выполнение
фигуры из обеих рук.
• С 5 - 7
летнего возраста детям можно предлагать «рассказывать» руками стишки
или потешки
со сменой фигур (по тексту), делать из пальцев фигурки с использованием
вспомогательных
предметов (шарик, карандаш, лоскут ткани).
Занятия на развитие
движений пальцев и кисти рук желательно проводить каждый
день по 3-5
минут.
Чтобы малышу
было интересно выполнять такие упражнения, можно использовать
разнообразные
материалы.
1. Счётные
палочки.
Выкладывая
геометрические фигуры, можно познакомить ребѐнка с их названиями.
Составляя
узоры, можно пересчитывать палочки, тем самым готовить ребѐнка к усвоению
счѐта.
2. Семена
растений.
Можно
выкладывать горохом или фасолью контур нарисованной фигуры. Можно
перемешать
белую и красную фасоль и предложить ребѐнку рассортировать еѐ по цвету.
3. Пуговицы.
С помощью
пуговиц можно выкладывать дорожки и узоры, можно нанизывать
пуговицы ни
нитку или проволоку. Из проволоки можно сделать кустик и вешать на него
листики
(зелѐные пуговицы) или плоды (красные и жѐлтые пуговицы).
4. Прищепки.
Прищепки
можно цеплять на что угодно. Важно показать малышу, как правильно
брать
прищепки, как можно их открыть, как прикрепить.
Можно
цеплять прищепки к картонным фигурам: лучи к солнцу (жѐлтый круг),
дождик к
туче, травку к лужайке (коричневый прямоугольник) и т.д.
5.
Трафареты.
Поскольку
малышам легче обводить внутри, чем снаружи, начинать лучше с
трафаретов
для внутренней обводки и с самых лѐгких фигур (круг, квадрат). Желательно,
чтобы
трафареты были не плоскими (можно сделать из линолеума).
6. Крышки.
Дайте
ребѐнку разные по форме и величине баночки или бутылочки и отдельно
крышечки от
них. Предложите ему подобрать крышечки к подходящим баночкам и
закрутить
их.
7.Массажный
шарик су - джок .
8. Фольга.
Заверните в
фольгу мелкие предметы, пусть малыш их разворачивает, а потом
заворачивает
сам.
9. Игры с
пластиковой бутылкой.
Попросите
малыша сложить мелкие предметы по одному в пластиковую бутылку
через
горлышко. Если вы отдыхаете на море, можно собирать мелкие камушки или
ракушки. Это
игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.
Автоматизация
звуков в речи.
Когда
«поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и
ребёнок
может изолированно правильно произнести звук (например, [ с ], [ л ]
или [ р ]),
наступает этап автоматизации.
Цель данного
этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой
речи, то
есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая
длительной
систематической тренировки. Нужно последовательно ввести
поставленный
звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в
самостоятельную
речь.
Здесь перед
Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь
закрепить
новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное
произношение.
В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно
«поправляют»
речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи
ваших детей
были такие же.
1) Сначала
закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в
слогах, мы
соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:
-
сначала в прямые слоги: са, со, су, сы,
- затем
в обратные: ас, ыс, ос, ус,
- далее в
слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса,
и,
наконец,
- в
слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не
нарушены у
ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.
Автоматизацию
звука в слогах проводим в форме игровых упражнений.
Приведу
примеры:
«Здравствуй,
пальчик!».
Большой
палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными
пальчиками,
при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или
различные
приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Закончи
слово».
Взрослый
заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых
заканчиваются
су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок
договаривает
последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается,
картинку
забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча
– сы, о –
са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок,
в таком случае
взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.
2) Автоматизация
звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся
картинки, в
названия которых входят в той же последовательности
отработанные
слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы
автоматизация
звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть
предложено
не менее 60 – 90 картинок, т.е. за занятие он должен произнести
столько слов
с автоматизируемым звуком.
Здесь можно
применять следующие игры:
«Посчитай
предметы».
Нужно сосчитать
до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка)
предметы,
изображённые на картинках (если показываются картинки) или
названные
слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки,
три рубашки…..
и так далее.
«Собираем
бусы».
Перебирать
бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова
с
автоматизируемым звуком.
3) Автоматизация
звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов,
в той же
последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно,
чтобы в
каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и
отсутствовали
неправильно произносимые ребёнком звуки.
Сначала
взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем
ребёнок по
предложенной картинке самостоятельно составляет предложение.
Если ребёнок
затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие
вопросы.
Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли,
составлять
полные, распространённые предложения, разнообразные по
содержанию и
структуре. Так одновременно с автоматизацией звука в
предложениях
производится работа над их структурой, над преодолением
аграмматизмов.
4) Для
автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях
подбирается
соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно
вместе с
ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит
взрослый.
Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму
придумывает
свое предложение («Под сосной сидит лиса»).
Вся эта
работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти,
мышления.
5) Некоторые
дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают
правильно
употреблять его в собственной речи. Другим же необходима
автоматизация
звука в рассказах. Из различных сборников подбираются
небольшие по
объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком.
Взрослый
читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных
ответов.
Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется
умение
самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии
последовательных
картинок, из личного опыта.
Плюсы посещения логопедической группы
06.11.2019
Развивающая логическое мышление, память, внимание , воображение, мелкую моторику, ориентировку в пространстве и автоматизацию поставленных звуков. Учит правильно воспринимать связь между частью и целым.
Просмотров всего: , сегодня: