Учитель- логопед Балуева Наталья Иннокентьевна

01.09.2019

Приветствует, Вас учитель-логопед

Речь начинается со звукоподражания

25.11.2022

Речь начинается со звукоподражаний

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребѐнка

начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует

тренировке артикуляционного аппарата, даѐт возможность соотносить слово и предмет,

который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребѐнок повторяет за

ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры

или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом,

т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с

предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия

пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно

переходить к речевому подражанию:

1) Вначале работаем над гласными.

- Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы.

Обращаем внимание ребѐнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда

поѐм.

- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что

губы растянуты в улыбку.

- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

- Ребѐнок плачет: «Уа! Уа!».

- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют

определѐнный смысл.

- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в

другую.

- Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения

вперѐд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

- Поѐт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

- Поѐт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук

дольше пожужжит.

- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ѐжики.

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

• Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает

зарядку – ух!

• Подражание бытовым шумам:

часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы

режут – чик-чик и т.д.

• Подражание транспортным шумам:

машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.

• Подражание музыкальным звукам:

песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду

и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.

2. Использовать картинки или игрушки.

3. Артикуляция должна быть чѐткой, ребѐнок должен видеть движения органов

артикуляции взрослого.

4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.

5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.

6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку,

напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».

7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

   

Упражнения  для пальчиковой гимнастики

Регулярная тренировка мышц кисти и пальцев рук благотворно влияет на речевое

развитие ребѐнка, а также на развитие внимания, мышления и памяти. Пальчиковые

упражнения развивают подвижность и гибкость кисти руки, что, в свою очередь,

способствует успешному овладению навыком письма в дальнейшем.

Пальчиковые упражнения следует подбирать с учётом возраста ребёнка.

• Для детей до 2 лет подбираем несложные движения: поглаживаем, похлопываем,

сгибаем и разгибаем пальчики, сжимаем игрушки-пищалки.

• Для детей в возрасте 2 - 3 лет подходят следующие упражнения: активные

движения кистями рук (замешиваем тесто, забиваем гвозди), выполнение простых фигур с

помощью пальцев одной руки («Зайка», «Коза»), игры с двумя руками («Замок»,

«Цепочка»).

• Детям с 3 - 4 лет можно предложить игры, в которых каждая рука совершает своѐ

движение. Например, согнуть и разогнуть пальцы правой, а затем левой руки; составить

фигуры вначале из пальцев одной руки, а затем другой.

• Для детей 4-5 лет подбираем игры на выполнение различных фигур и движений

правой и левой рукой, сжимание и разжимание пальцев обеих рук вместе и по очереди;

выполнение фигуры из обеих рук.

• С 5 - 7 летнего возраста детям можно предлагать «рассказывать» руками стишки

или потешки со сменой фигур (по тексту), делать из пальцев фигурки с использованием

вспомогательных предметов (шарик, карандаш, лоскут ткани).

Занятия на развитие движений пальцев и кисти рук желательно проводить каждый

день по 3-5 минут.

Чтобы малышу было интересно выполнять такие упражнения, можно использовать

разнообразные материалы.

1. Счётные палочки.

Выкладывая геометрические фигуры, можно познакомить ребѐнка с их названиями.

Составляя узоры, можно пересчитывать палочки, тем самым готовить ребѐнка к усвоению

счѐта.

2. Семена растений.

Можно выкладывать горохом или фасолью контур нарисованной фигуры. Можно

перемешать белую и красную фасоль и предложить ребѐнку рассортировать еѐ по цвету.

3. Пуговицы.

С помощью пуговиц можно выкладывать дорожки и узоры, можно нанизывать

пуговицы ни нитку или проволоку. Из проволоки можно сделать кустик и вешать на него

листики (зелѐные пуговицы) или плоды (красные и жѐлтые пуговицы).

4. Прищепки.

Прищепки можно цеплять на что угодно. Важно показать малышу, как правильно

брать прищепки, как можно их открыть, как прикрепить.

Можно цеплять прищепки к картонным фигурам: лучи к солнцу (жѐлтый круг),

дождик к туче, травку к лужайке (коричневый прямоугольник) и т.д.Хочу такой сайт

5. Трафареты.

Поскольку малышам легче обводить внутри, чем снаружи, начинать лучше с

трафаретов для внутренней обводки и с самых лѐгких фигур (круг, квадрат). Желательно,

чтобы трафареты были не плоскими (можно сделать из линолеума).

6. Крышки.

Дайте ребѐнку разные по форме и величине баночки или бутылочки и отдельно

крышечки от них. Предложите ему подобрать крышечки к подходящим баночкам и

закрутить их.

7.Массажный шарик су - джок .

8. Фольга.

Заверните в фольгу мелкие предметы, пусть малыш их разворачивает, а потом

заворачивает сам.

9. Игры с пластиковой бутылкой.

Попросите малыша сложить мелкие предметы по одному в пластиковую бутылку

через горлышко. Если вы отдыхаете на море, можно собирать мелкие камушки или

ракушки. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

Автоматизация звуков в речи.

Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и

ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [ с ], [ л ]

или [ р ]), наступает этап автоматизации.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой

речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая

длительной систематической тренировки.  Нужно последовательно ввести

поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в

самостоятельную речь.

Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь

закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное

произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно

«поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи

ваших детей были такие же.

1)    Сначала закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в

слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:

 - сначала в прямые слоги: са, со, су, сы, 

 - затем в обратные: ас, ыс, ос, ус,

- далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса,

и, наконец, 

-  в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не

нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.

Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений.

Приведу примеры:

 «Здравствуй, пальчик!».

 Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными

пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или

различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.

«Закончи слово».

 Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых

заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок

договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается,

картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча

– сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок,

в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает.

2)    Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся

картинки, в названия которых входят в той же последовательности

отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы

автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть

предложено не менее 60 – 90 картинок, т.е. за занятие он должен произнести

столько слов с автоматизируемым звуком.

 

Здесь можно применять следующие игры:

«Посчитай предметы».

Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка)

предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или

названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки,

три рубашки….. и так далее.

«Собираем бусы».

Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова

с автоматизируемым звуком.

3)    Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов,

в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно,

чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и

отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем

ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение.

Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие

вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли,

составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по

содержанию и структуре. Так одновременно с автоматизацией звука в

предложениях производится работа над их структурой, над преодолением

аграмматизмов.

4)    Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях

подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно

вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит

взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму

придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти,

мышления.

5)    Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают

правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима

автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются

небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком.

Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных

ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется

умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии

последовательных картинок, из личного опыта.

Плюсы посещения логопедической группы

28.09.2020


Плюсы посещения логопедической группы.docx (скачать)

28.09.2020

oblozhka-kopiya-1080x686.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

06.11.2019

Развивающая логическое мышление, память, внимание , воображение, мелкую моторику, ориентировку в пространстве и автоматизацию поставленных звуков. Учит правильно воспринимать связь между частью и целым.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».