Коррекционно - развивающая программа для дошкольников (преодоление агрессивности, застенчивости): «Мир детских отношений»
01.12.2021
Главная задача программы «Мир детских
отношений» - формирование у ребенка умений и навыков бесконфликтности в
общении, единства ребенка со сверстниками (как потенциал - с людьми),
возможность видеть в других друзей и партнеров. Чувство «общности» и способность
«почувствовать, увидеть другого» как фундамент, на котором строится гуманное
отношение с людьми. Важным моментом программы считается привлечение внимания
дошкольника к собеседнику в его различных проявлениях: внешности, настроения,
движениях, действиях, поступках. Предложенные задания помогут детям пережить
чувство единства друг с другом, научат отмечать достижения, переживания
сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Программа проста в
реализации - не требует никаких специальных условий для внедрения. Не требует
специального входного тестирования на определение агрессивности, застенчивости,
впечатлительности, демонстративности, потому что эти проявления у детей в программе
рассматриваются в плоскости чрезмерного эмоционального напряжения, а именно:
агрессивность как предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит
враждебность и презрение к ним; застенчивость как обостренное восприятие и
ожидание критической оценки (как реальной так и надуманной) других - «я в
глазах окружающих»; уязвимость как болезненное переживание игнорирования своей
личности (чаще всего - надуманное) демонстративность как желание только
положительного оценивания со стороны окружающих за счет унижения других. Речь
идет о качествах, которые еще не «закостенели» в личности ребенка, а могут
возникать (и возникают) ситуативно и требуют предупреждения, чтобы не стать
характерологической особенностью ребенка.
Чтобы получить
информацию о динамике, наметившейся в поведенческих реакциях детей во время
общения после того, как они прошли курс по программе «Мир детских отношений»,
предлагаю провести анкетирование воспитателей. Цель - получение информации от
взрослого, который ежедневно непосредственно общается с детьми. Информация
должна отразить (как идеальный желаемый результат), степень уменьшения
чрезмерного эмоционального напряжения, которое должно привести к снижению тревожности детей. Анкетирование психологом проводится в начале работы по программе и после ее завершения.
Ожидание от программы: Снижение тревожности ребенка в общении с социумом.
Диагностический блок:
Получение информации об
эмоциональном состоянии ребенка, его место в семье, восприятие им своего места
в семье, душевное равновесие дошкольника. Знакомство с кабинетом психолога,
налаживание позитивных отношений между детьми.
Реконструктивно-формирующий
блок:
Первый этап. Основная
задача - формировать умение понимать другого. Дети повторяют действия или слова
партнера. Учатся подмечать незначительные детали движений, мимики, интонации
своих сверстников (игры по типу «Испорченный телефон», «Зеркало»).
Второй этап.
Отрабатывается способность к согласованным действиям, ориентация на действия
другого ребенка, приспособления к ним, задания на формирование согласованности
в действиях (например, «Прогуляйтесь, как сороконожка»), внимание к сверстнику,
умение действовать с учетом потребностей и возможностей ровесника.
Третий этап.
Формирование у детей общих переживаний (как радостных, так и тревожных),
чувство общей угрозы, созданное в игровых ситуациях, объединяет дошкольников,
переориентирует внимание со своей персоны на собеседника.
Четвертый этап.
Формировать эмпатийность. Вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг
другу помощь в сложных игровых ситуациях. Например, нужно помочь больному,
перевести бабушку через дорогу и тому подобное.
Закрепляющий блок:
Пятый этап.
Формирование умения выражать свое отношение к сверстнику, что, по правилам
игры, должно быть только положительным (комплименты, добрые пожелания,
подчеркивание достижения другого и т.д.).
Шестой этап. Проводится
практическая работа, во время которой дети реально что-то делают друг для друга
(открытки, оригами, совместное рисование).
Занятия по программе
направлены на формирование у детей эмоциональной зрелости и раскованности,
понимание значимости сверстника, «себя среди подобных», уменьшению тревожности
и деструктивных реакций в поведении, уменьшение проблемности в коммуникативных
отношениях со сверстниками и взрослыми.
Методические формы и
приемы организации работы подобраны с целью помочь формированию личности
гуманной, духовной, доброй по отношению к себе и всем окружающим.
Методы, использованные
в работе, помогают привить детям человечность, чувствительность через
сформированное понимание того, что «я один из них», «мир не враждебен для
меня». Сопереживание эмоций радости, горя, успеха, удовлетворения открывают
ребенку мир «другого».
Формы и методы работы,
способствующие выполнению программы:
1. Размышления (беседы)
над этическими проблемами.
2. Драмотерапия
(ролевое проигрывание ситуаций).
3. Упражнения на
самопознание и познание сверстников - «мы с тобой одной крови».
4. Психогимнастика
(этюды, пантомима, мимика) для воспроизведения отдельных (проблемных) форм
отношений со сверстниками.
5. Графические тесты.
6. Тематическое и
свободное рисование.
7. Оригами.
8. Подвижная игровая
терапия.
9. Психогимнастика.
10. Минуты отдыха.
Организация занятий
Занятия проводятся с
подгруппой детей (до пяти человек) 1 раз в неделю. Срок проведения: ноябрь-март.
Продолжительность
занятия -25 - 30 минут.
Продолжительность
занятия зависит от внимания детей. За психологом (воспитателем, учителем)
остается право на изменение, последовательность изучения тем, их расширения или
уплотнения с учетом уровня подготовленности, индивидуальных потребностей и
возможностей детей.
Дети во время занятий
располагаются лицом друг к другу.
Включение в активное
движение чередуется с статикой. Взрослый должен быть рядом, а не «над» ребенком.
Структура занятий
выглядит следующим образом:
- Приветствие.
- Психомоторная
разминка (с целью - обеспечение психоэмоционального вхождения детей в
коррекционно-развивающую работу, создание ощущения группового взаимодействия,
ситуации эмпатийности к сверстнику).
- Беседа, размышления
на этические темы направлены на осознание себя в социуме, роли окружающих,
безопасность во взаимодействии, общительность, развитие коммуникативной
составляющей и эмоциональный позитив в восприятии друг друга.
- Заключительная часть
(рефлексия) включает в себя упражнения и игры на снятие напряжения,
психоэмоционального возбуждения, самоанализ «чему я научился на ...»,
повторения слогана.
В заключительной части
целесообразно использовать тактильные приемы на объединение группы (дети
поздравляют друг друга с успехами, выражают удовольствие от совместной работы.
Могут похлопать друг друга по спине, дружески пожать руку и т.д.). Такое
совместное переживание способствует сплочению коллектива, появляется
альтернатива «Я» - «МЫ».
На занятиях
целесообразно внедрять музыкальное сопровождение - нейтральную, спокойную,
музыку.
Основные задачи
коррекционно-развивающей работы:
1. Развивать у детей
социальные эмоции и мотивировать налаживания межличностных отношений со
сверстниками и взрослыми на основе товарищеских отношений.
2. Формировать у детей
положительное отношение к окружающим и себе.
3. Формировать у детей
умение установления положительных контактов.
4. Способствовать
развитию коммуникабельности ребенка, совершенствовать конструктивные формы
поведения.
5. Создать детям
условия для снятия избыточного
эмоционального напряжения: уязвимости, агрессивности, демонстративности,
застенчивости.
6. Развивать умение
понимать эмоциональное состояние окружающих и умение адекватно выражать свое.
7. Обучать основам
релаксации (перечень - «Дополнительные элементы программы», «Музыкотерапия»).
Содержание программы
- Диагностический блок
- 3 занятия.
-
Реконструктивно-формирующий блок - 13 занятий
- Закрепляющий блок - 8
занятий.
Остановимся подробнее
на каждом из вышеуказанных блоков.
Диагностический блок
программы включает:
- знакомство с учебным
кабинетом, налаживание
психологического контакта с детьми;
- игру, направленную на
налаживание позитивных отношений между детьми, на воспитание внимательного
отношения к окружающим, равноценности каждого участника;
- работа с проективными
диагностическими методиками.
Реконструктивно-формирующий
блок включает:
- ритуализацию правил
группового взаимодействия;
- налаживание
эмоционального позитива;
- формирование навыков
самоконтроля, самооценки;
- формирование
осознания детьми своей ответственности за коммуникативный позитив и понимание
«стоимости другого, а не только себя».
Закрепляющий блок
включает:
- содействие переноса
приобретенных морально-этических навыков в социум;
- игровую
коррекционно-развивающую работу с негативными проявлениями в поведении ребенка;
- закрепление навыков
понимания эмоционального состояния ближнего;
- воспитание
дружелюбия, доброжелательности, желания помогать.
Занятия закрепляющего
блока имеют обобщающий и закрепляющий характер и включают в себя задания на
повторение и подведения итогов проведенной работы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.12.2021
Дата обновления: 14.12.2021
Дата публикации: 01.12.2021